Духовно-просветительский центр св. преподобного Нестора Летописца

2020 год — юбилей: 210-летие со дня Рождения легендарного Николая Ивановича Пирогова — Духовно-просветительский центр имени Нестора Летописца

2020 год — юбилей: 210-летие со дня Рождения легендарного Николая Ивановича Пирогова


Выдающийся российский врач, основоположник военно-полевой хирургии, родоначальник отечественной анестезиологии, участник обороны Севастополя – Николай Иванович Пирогов. Естествоиспытатель, педагог и учёный, видный государственный и общественный деятель, член Петербургской академии наук, почётный гражданин города Москвы, основоположник анатомо-экспериментального направления в хирургии. Тогда не было врача, ему равного, как нет такого до наших дней.


Николай Пирогов появился на свет тринадцатым по счёту ребёнком в семье. Было ли это чем-то знаковым? В народе считается, что число 13 приносит удачу, а она была щедра к будущему светочу мировой медицины. Его отец Иван Иванович добился успехов в военной карьере, в жёны взял добрую, покладистую девушку из старинного купеческого рода.

Родители Николая особое внимание уделяли воспитанию чад. Каждое воскресенье семья посещала церковь, соблюдала посты и чтила религиозные праздники.

Среди гостей хлебосольного дома Пироговых бывало много врачей. Они охотно беседовали с любознательным Николаем, рассказывали истории из практики. Не мудрено, что с ранних лет мальчик решил стать или военным, как отец, или врачом, как их семейный доктор, Ефрем Мухин.

Часто, подражая врачу, озорник просил домочадцев заболеть, обещал, что непременно их вылечит. Столь увлекательной игры не могла избежать даже кошка. Одетая в человеческий наряд, она также становилась пациентом.

В одиннадцать лет Николая отдали в частный пансион Москвы. Никто и не предполагал, что этот тринадцатый ребёнок станет не только гордостью семьи, но и на весь мир прославит всю страну.

Итак, будущий великий врач родился 25 ноября 1810 года в Москве. Отец семейства Иван Иванович Пирогов имел четырнадцать детей, большинство умерло в младенчестве; из шестерых оставшихся в живых Николай был самый юный. На своё скромное жалованье казначея Иван Иванович содержал жену и шестерых детей.

Когда Николаю было всего (!) 13 лет и 8 месяцев, он поступил на медицинский факультет Московского университета. Для этого ему пришлось прибавить себе два года (ведь принимали тогда с 16), но экзамены он сдал не хуже своих старших товарищей. Пирогов учился легко. Кроме того, ему приходилось постоянно подрабатывать, чтобы помочь семье. Позже удалось устроиться на должность прозектора в анатомическом театре. Эта работа дала ему бесценный опыт и убедила его в том, что он должен стать хирургом. Окончив университет одним из первых по успеваемости, Пирогов направился для подготовки к профессорской деятельности в Юрьевский университет в город Тарту. В то время этот университет считался лучшим в России.

Здесь, в хирургической клинике, Пирогов проработал пять лет. Изумительно быстро усваивая знания, Пирогов получил научную степень доктора в 22 года! Блестяще защитил докторскую диссертацию, темой которой он избрал перевязку брюшной аорты, выполненную до того времени – и то со смертельным исходом – лишь однажды английским хирургом Эстли Купером. Этот англичанин, в первый раз перевязавший аорту чрезбрюшинным способом, заявил, познакомившись с диссертацией Пирогова, что, доведись ему делать операцию вновь, он избрал бы уже иной способ. Это ли не высшее признание!

Уже в 26 лет Николай стал профессором хирургии. В 1837–1838 годах он издал атлас, где были даны сведения, нужные хирургу для того, чтобы во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию. Его зарисовки анатомических срезов с поразительной точностью повторяют современные компьютерные изображения, сделанные с помощью 3D-технологии.

Именно Пирогов изобрёл топографическую анатомию, существенно пополнил багаж знаний хирургов о человеческом теле.

Николай Иванович уже собирался вернуться в Москву, когда тяжело заболел тифом. Отравленный госпитальными миазмами и дурным воздухом мертвецкой, полтора месяца он не мог подняться. Жалел себя, растравлял душу горестными раздумьями о прожитых без любви годах и одинокой старости. Он перебирал в памяти всех, кто мог бы принести ему семейную любовь и счастье. Самой подходящей показалась ему Екатерина Дмитриевна Березина, девушка из родовитой, но развалившейся и сильно обедневшей семьи. Состоялось торопливое скромное венчание. Екатерина Дмитриевна умерла на четвёртом году супружества, оставив Пирогову двух сыновей.

После смерти Екатерины Дмитриевны Пирогов остался один.
«У меня нет друзей», – признавался он с обычной прямотой. А дома его ждали мальчики, сыновья, Коля и Володя.

небольшом кружке знакомых, где Пирогов иногда проводил вечера, ему рассказали про двадцатидвухлетнюю баронессу Александру Антоновну Бистром. Эта девушка чувствует себя одинокой душой, много и серьёзно размышляет о жизни, любит детей. В разговоре её называли «девушкой с убеждениями».

Пирогов сделал баронессе Бистром предложение. Она согласилась. Собираясь в имение родителей невесты, где предполагалось сыграть незаметную свадьбу, Пирогов, заранее уверенный, что медовый месяц, нарушив привычные его занятия, сделает его вспыльчивым и нетерпимым, просил Александру Антоновну подобрать к его приезду увечных бедняков, нуждающихся в операции: работа усладит первую пору любви!

Когда в 1853 году началась Крымская война, Николай Иванович счёл своим гражданским долгом отправиться в Севастополь. Он добился назначения в действующую армию. Оперируя раненых, Пирогов изобрёл и впервые в истории медицины применил гипсовую повязку, которая позволила ускорить процесс заживления переломов и избавила многих солдат и офицеров от уродливого искривления конечностей.

Вначале вместо липового луба Пирогов начал применять крахмальную повязку (пропитанные крахмалом длинные куски холста накладывались слой за слоем на сломанную конечность, крахмал застывал, и повязка держала кость).

Однако со временем Пирогов приходит к идее заменить не вполне удобную крахмальную повязку на гипс: «Я в первый раз увидал у одного скульптора действие гипсового раствора на полотно. Я догадался, что его можно применить в хирургии, и тотчас же наложил бинты и полоски холста, намоченные этим раствором, на сложный перелом голени. Успех был замечательный. Я убедился, что эта повязка может найти огромное применение в военно-полевой практике, и потому опубликовал описание моего способа, стараясь сделать его как можно более доступным».

Люди верят, что рукой Пирогова управляло божественное провидение. «Когда он делал операции, родственники вставали перед его кабинетом на колени. А однажды во время Крымской войны на фронте солдаты притащили к госпиталю товарища, которому голову оторвало: “Врач Пирогов пришьёт!” – не сомневались они».

В те времена ещё не была изобретена анестезия, поэтому скорость проведения операции имела решающее значение для пациентов. Николай Пирогов быстро прославился в качестве хирурга, который работает не только хорошо, но и быстро. В среднем операция длилась тогда около 30 минут, Николай Иванович оперировал за 3 минуты, то есть в 10 раз быстрее! Однажды он удалил камни из мочевого пузыря пациента всего за 1,5 минуты.

Позже великий доктор изобрёл эфирный наркоз, чем облегчил страдания сразу сотен пациентов. На фронте Николай Иванович стал специально оперировать в присутствии других раненых, чтобы убедить их в эффективности болеутоляющего действия эфира.

Также великий доктор собственноручно разрабатывал образцы наборов хирургических инструментов различного назначения: карманный, ординаторский, батальонный, полковой, корпусной, акушерский и даже ветеринарный.

Стоит отметить, что созданные Пироговым типы хирургических наборов прослужили в войсках свыше 50 лет, подвергаясь лишь незначительным изменениям.

Неоднократно повторено: если бы даже Николай Иванович Пирогов и не был великим медиком, он бы остался в исторической памяти России как великий педагог.

На педагогическом поприще он проявил себя, профессорствуя в Дерптском университете и Петербургской Медико-хирургической академии. Во-первых, Николай Иванович и в анатомии, и в хирургии мог главное – показать, что и как нужно делать. Во-вторых, был откровенен и искренен с учениками. Ответная реакция – доверие к учителю.

И в напряжённые дни Севастопольской страды он продолжал не только лечить, но и учить. И не только приёмам оказания медицинской помощи, но и правильному устройству быта раненых, их содержанию, транспортировке. А ещё – честности и беззаветности служения своему долгу.

Будучи в должности попечителя Одесского и Киевского учебных округов, Пирогов пытается изменить существовавшую в них систему школьного образования. Он много общается как с детьми, так и с учителями. Вот несколько эпизодов из воспоминаний престарелого учителя, жившего в маленьком местечке на берегу Днепра.

Во время урока в класс вошёл какой-то господин, одетый по-дорожному. Уселся и слушает урок. Надоело, видно, ему сидеть молча, и он сам стал спрашивать ребят. Да так умеючи, так просто предлагал вопросы детям, что я тут же смекнул, что это мастер нашего дела, не простой посетитель. И представьте себе моё удивление, когда я узнал, что это был сам попечитель округа Николай Иванович Пирогов!

Случилось так, что пароход отходил только на следующее утро. Учитель пригласил Пирогова к себе, напоил чаем и стал устраивать ему постель. Николай Иванович отказался занять кровать: «Пожалуйста, не беспокойтесь. Я лягу на полу. Да и вы ложитесь. Побеседуем, пока заснётся». Легли и началась долгая беседа…

Николай Иванович Пирогов был также реформатором в сфере образования. Великий доктор и учёный принципиально осуждал телесные наказания детей и горячо доказывал, что применение розог антипедагогично, что телесные наказания уничтожают в ребёнке стыд, развращают детей и должны быть отменены.

О применении розог Пирогов высказывал следующее мнение: «Кто хочет телесным наказанием пристыдить виновного, не значит ли – хочет стыдом действовать на человека, потерявшего стыд? Сделайте так, чтобы наказание за проступок было не вне, а внутри виновного – и вы дойдёте до идеала нравственного воспитания».

К счастью, его идеи в дальнейшем вошли в педагогическую практику, постепенно в образовательных учреждениях розги применялись всё меньше, только в исключительных случаях. В наши дни они не применяются совершенно.

Однако в те времена Николаю Ивановичу вести борьбу с телесными наказаниями было очень непросто: противодействие начальства учебных заведений и педагогов было столь сильным, что Пирогову оставалось только попытаться хотя бы ограничить применение розог. Он издал циркуляр «О правилах применения телесных наказаний», которые дозволялись только в исключительных ситуациях и только по решению педагогического совета с последующим доведением каждого случая до сведения попечителя учебного округа. И в течение первого года после появления циркуляра количество телесных наказаний в подведомственных Пирогову учебных заведениях снизилось в 20 раз!

Революционные демократы, а также буря, поднятая его циркуляром, доставили ему немало переживаний. В 1861 году Н.И. Пирогов в силу ряда «не зависящих от него причин» подаёт в отставку и уезжает в своё имение Вишня Подольской губернии под Винницей.

Там он организовал бесплатную больницу. Выезжал оттуда только за границу, а также по приглашению Петербургского университета для чтения лекций. К этому времени Пирогов уже был членом нескольких иностранных академий.

Последние годы жизни Н.И. Пирогов провёл в своём имении под Винницей. Однако в это время учёный уже был неизлечимо болен, и летом 1881 года он умер в своём имении.

Ещё одним гениальным изобретением  Пирогова стал метод бальзамирования. С благословления Церкви и по его собственному желанию тело Николая Ивановича было забальзамировано по авторскому методу. В пригороде Винницы находится необычный мавзолей: в фамильном склепе, в церкви-усыпальнице Святого Николая Чудотворца, сохраняется забальзамированное тело всемирно известного учёного, легендарного Николая Пирогова. По сей день люди приходят в церковь поклониться ему, как святым мощам, помолиться о здравии и попросить о помощи.

О сложностях жизни и человеческой отзывчивости профессора Пирогова написан замечательный рассказ «Чудесный доктор». Автором является известный русский писатель Александр Иванович Куприн. Значимость гения Пирогова состоит в том, что своим самоотверженным и бескорыстным трудом он является примером для всех последующих поколений, как врачей, так и людей других профессий!

Пирогов вознёсся на недосягаемую высоту, он был огромным человеком мысли и веры, с разумом как вечный двигатель, с душой истинного врача. Техническое развитие того времени не поспевало за ним, постоянно самосовершенствовавшимся, и за его мастерством. И можно представить себе, что стало бы с нашей медициной, если бы он жил сейчас. Какие возможности! И как много он успел бы сделать!

Мы гордимся именем Пирогова, как хирургом мирового значения, продвинувшего медицину до высочайшего уровня. Он – величайший врач и гениальнейший учёный. Смерть взяла его, но не смогла придать забвению; современность воздаёт ему должное, и медицина каждый день оказывает ему почести.

Человечество никогда не забудет его заслуг, потому что и он сам, и его деяния стали вечными, и никакой критик в мире не сможет с этим поспорить! Поэтому память о великом Человеке не иссякает.

В 2020 году исполняется 210 лет со дня рождения Н.И. Пирогова. Бесспорно, что имя этого выдающегося педагога и его последователей достойны того, чтобы им отвели в этой истории особую главу. В педагогических взглядах Пирогова есть такие мировоззренческие постулаты, которые позволяют понять современные проблемы образования и воспитания.

Ныне, в год 210-летия со дня рождения нашего гениального соотечественника, его яркий образ воодушевляет нас верой и надеждой, а его беспримерное человеколюбие ещё долго будет служить надёжным нравственным ориентиром для многих поколений настоящего и будущего.

3 августа 1897 года в Москве торжественно открыли памятник Николаю Ивановичу Пирогову – на Девичьем поле, напротив хирургической клиники, которой ему не суждено было руководить, но которую возглавил его прямой последователь Николай Васильевич Склифософский. Присутствовала профессура, делегации от других университетов, научных обществ, государственных учреждений.

Известный хирург, профессор Пётр Иванович Дьяконов в своём обращении к собравшимся сказал: «Первый памятник русскому врачу сооружён на средства врачебного сословия. Мы собрались здесь, чтобы бросить взгляд в прошлое нашей русской медицины и почтить память лучшего представителя её. Пусть же питомцы университета смотрят на вдохновенное лицо Н.И. Пирогова и поучаются, подобно ему, бескорыстно и самоотверженно служить правде и науке».

Памятник создан по проекту русского скульптора, академика Владимира Осиповича Шервуда. В правой руке Пирогов держит зонд, в левой – череп: символы двух дисциплин, где его достижения были особенно весомыми, – хирургии и анатомии. Пьедестал украшен бронзовыми венками, в которые вмонтированы медные доски с выдержками из речей и произведений Пирогова.

«Может ли быть что нравственно выше того, когда родина даёт звание почётного гражданина одному из своих сыновей, и притом не за блестящие подвиги на бранном поле, не за материальные выгоды, а за трудовую деятельность на поприще просвещения, науки и гражданственности. Представители города Москвы, удостоив меня звания почётного гражданина, как будто осуществили заветную мечту моей юности, когда я готовился посвятить всю мою деятельность исключительно Москве, месту моего рождения и воспитания».

«Даже желая от души сделаться специалистом, мы не должны забывать, что для этого необходимо общечеловеческое образование».

«Я положил себе за правило при первом моём вступлении на кафедру ничего не скрывать от моих учеников, и если не сейчас же, то потом и не медля открывать перед ними сделанную мною ошибку, будет ли она в лечении или в диагнозе болезни».

В этих словах – весь Пирогов!

***************

Ты был одним из тех –

Кто делал больше, чем просили,

Тебя потомки не забыли,

Прими признательность от всех.

 

Ты смог у злобы вырвать жало,

Ты упразднил людскую боль.

Жить на земле привольней стало,

Благодарить тебя позволь.

 

Создав бальзам анестезии

Страданьям положил предел

И человеческие силы

Из праха возродить сумел.

 

Твой труд лежал в крови и гное,

Врач не побрезговал ничем,

Лечил безвыходное горе

Даруя облегченье всем.

 

Отцом был сёстрам милосердья

И в севастопольских боях,

Солдатам даруя спасенье,

Трудились женщины в крестах.

 

К Твоим ногам кладём букеты,

Стихами имя воспоём.

Пусть Гиппократовы заветы

В сердцах не порастут быльём.

 

Стоит на улочке московской

Достойный памятник тебе

И этой памятью неброской

Довольны люди на земле.

Свою жизненную позицию, свое мировоззрение Пирогов выразил в словах, которые принадлежат ему и которые он вынес в эпиграф к статье «Вопросы жизни»: «К чему вы готовите своего сына? – Кто-то спросил меня. Быть Человеком, – ответил я ».

Николай Иванович говорил так, потому что всю свою жизнь он был Человеком. Да и сам учёный жил по такому принципу. Он завещал так жить и нам. Это отражается в его словах: «Быть, а не казаться – девиз, который должен носить в своём сердце каждый гражданин, любящий свою родину. Служить правде – как в научном, так и в нравственном смысле этого слова. Быть Человеком».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.